02.10.2026
Что такое ИИС и как он работает
Что такое ИИС простыми словами
Индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС) — это особая разновидность брокерского счёта, доступная гражданам РФ. Он обеспечивает возможность вложений в активы на фондовом рынке (акции, облигации, фьючерсы, биржевые драгоценные металлы и т. д.).
В отличие от обычного брокерского счёта ИИС даёт инвестору возможность получить дополнительную выгоду от инвестиций благодаря налоговым преференциям, однако пользование им связано с рядом требований и ограничений.
В отличие от обычного брокерского счёта ИИС даёт инвестору возможность получить дополнительную выгоду от инвестиций благодаря налоговым преференциям, однако пользование им связано с рядом требований и ограничений.
Чем ИИС отличается от обычного брокерского счёта
Он позволяет получать ежегодные вычеты по налогу на доходы физических лиц, а также освободить прибыль от инвестиций от НДФЛ. Обычный брокерский счёт таких преимуществ не даёт.
Однако для пользователей недоступны ценные бумаги иностранных компаний, кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения).
Также есть ограничения, связанные с движением денег:
Минимальный срок владения — это срок, в течение которого владелец не должен снимать деньги (кроме дивидендов), чтобы не потерять налоговые преференции.
Однако для пользователей недоступны ценные бумаги иностранных компаний, кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения).
Также есть ограничения, связанные с движением денег:
- Пополнение возможно только в рублях.
- Досрочное снятие денег означает нарушение минимального срока владения. Исключение возможно, если средства срочно понадобились на дорогостоящее лечение.
Минимальный срок владения — это срок, в течение которого владелец не должен снимать деньги (кроме дивидендов), чтобы не потерять налоговые преференции.
Кому и зачем нужен ИИС
Его могут открыть граждане РФ, достигшие совершеннолетия и платящие налоги в России.
Этот вид счёта подходит инвесторам, которые:
Многие инвесторы имеют одновременно обычный брокерский счёт — для оперативного ввода-вывода средств и ИИС — для долгосрочных вложений.
Этот вид счёта подходит инвесторам, которые:
- заинтересованы в инвестициях на фондовом рынке;
- платят НДФЛ;
- имеют стабильный доход для регулярного пополнения;
- имеют накопления, которые не планируют выводить из инвестиций в течение нескольких лет.
Многие инвесторы имеют одновременно обычный брокерский счёт — для оперативного ввода-вывода средств и ИИС — для долгосрочных вложений.
Кому ИИС не подходит
Он не подходит инвесторам, которые:
Часть счетов, открытых ранее, фактически не используется владельцами. Их обслуживание, как правило, бесплатно, а минимальный срок владения постепенно проходит, поэтому инвесторы оставляют их в спящем режиме для возможных будущих инвестиций.
- периодически выводят средства из инвестиций на личные нужды, крупные покупки;
- не работают официально и не платят НДФЛ;
- уже получают налоговые вычеты или не считают их сумму значимой;
- хотят сразу выводить доходы от инвестиций;
- ориентируются на покупку иностранных ценных бумаг.
Часть счетов, открытых ранее, фактически не используется владельцами. Их обслуживание, как правило, бесплатно, а минимальный срок владения постепенно проходит, поэтому инвесторы оставляют их в спящем режиме для возможных будущих инвестиций.
Виды ИИС: чем отличаются и какой выбрать
Существует 3 вида: ИИС-1 (тип А), ИИС-2 (тип Б) и ИИС-3 (тип В). Однако сейчас открыть можно только счёт третьего типа, так что выбирать инвестору не приходится. А и Б остались только у пользователей, открывших их до 2024 года и с тех пор не поменявших тип на новый.
ИИС первого типа (А)
Недоступен для открытия после 1 января 2024 года.
Даёт инвестору право на получение ежегодного налогового вычета по НДФЛ на взносы, вносимые на индивидуальный инвестиционный счёт.
Сумма, оформляемая к возврату, зависит от ставки налога у владельца (13%, 15%, 18%, 20% или 22%), а также от суммы средств, внесённых на счёт в течение отчётного года.
Максимальная сумма взносов, учитываемая при расчётах, составляет 400 000 рублей. Вернуть можно от 13% до 22% от взносов в пределах этой суммы. То есть, если инвестор заплатил НДФЛ по ставке 15% и внёс на ИИС в течение года более 400 000 рублей, он получит вычет в размере 60 000 рублей. Максимальный вычет может составить 88 000 рублей.
Даёт инвестору право на получение ежегодного налогового вычета по НДФЛ на взносы, вносимые на индивидуальный инвестиционный счёт.
Сумма, оформляемая к возврату, зависит от ставки налога у владельца (13%, 15%, 18%, 20% или 22%), а также от суммы средств, внесённых на счёт в течение отчётного года.
Максимальная сумма взносов, учитываемая при расчётах, составляет 400 000 рублей. Вернуть можно от 13% до 22% от взносов в пределах этой суммы. То есть, если инвестор заплатил НДФЛ по ставке 15% и внёс на ИИС в течение года более 400 000 рублей, он получит вычет в размере 60 000 рублей. Максимальный вычет может составить 88 000 рублей.
ИИС второго типа (Б)
Недоступен для открытия после 1 января 2024 года.
Даёт инвестору право на освобождение от уплаты НДФЛ на сумму прибыли, полученную в результате инвестирования на ИИС за весь срок его работы, при условии прохождения минимального срока владения.
Доходы, полученные от операций с валютами и драгоценными металлами, и дивиденды от ценных бумаг не освобождаются от налога. При досрочном закрытии счёта прибыль облагается налогом по стандартной ставке.
Даёт инвестору право на освобождение от уплаты НДФЛ на сумму прибыли, полученную в результате инвестирования на ИИС за весь срок его работы, при условии прохождения минимального срока владения.
Доходы, полученные от операций с валютами и драгоценными металлами, и дивиденды от ценных бумаг не освобождаются от налога. При досрочном закрытии счёта прибыль облагается налогом по стандартной ставке.
ИИС третьего типа (В)
Появился в 2024 году.
Сочетает в себе свойства счетов типов, А и Б.
Он даёт возможность оформлять ежегодный налоговый вычет. Его размер зависит от суммы взносов и ставки НДФЛ и рассчитывается аналогично А.
Также владелец освобождается от уплаты НДФЛ на прибыль от инвестиций, аналогично Б, если истёк минимальный срок владения. Максимальная сумма, не облагаемая налогом, не превышает 30 млн рублей, а доходы сверх этой суммы подлежат налогообложению по обычной ставке.
Владелец одного из старых типов ИИС может перевести средства на новый ИИС типа В в любой момент. При этом срок владения новым ИИС будет учитывать до трех лет срока владения старым. Для проведения трансформации необходимо подать заявление брокеру, при этом некоторые активы перенести на новый тип будет невозможно. О проведённой процедуре трансформации необходимо уведомить ФНС.
Сочетает в себе свойства счетов типов, А и Б.
Он даёт возможность оформлять ежегодный налоговый вычет. Его размер зависит от суммы взносов и ставки НДФЛ и рассчитывается аналогично А.
Также владелец освобождается от уплаты НДФЛ на прибыль от инвестиций, аналогично Б, если истёк минимальный срок владения. Максимальная сумма, не облагаемая налогом, не превышает 30 млн рублей, а доходы сверх этой суммы подлежат налогообложению по обычной ставке.
Владелец одного из старых типов ИИС может перевести средства на новый ИИС типа В в любой момент. При этом срок владения новым ИИС будет учитывать до трех лет срока владения старым. Для проведения трансформации необходимо подать заявление брокеру, при этом некоторые активы перенести на новый тип будет невозможно. О проведённой процедуре трансформации необходимо уведомить ФНС.
Сравнение ИИС разных типов
Как работает ИИС: основные правила и ограничения
Срок владения
Прохождение минимального срока владения — обязательное условие получения налоговых привилегий.
Срок владения считается с момента открытия счёта (независимо от факта пополнения) до момента снятия средств или его закрытия.
Перевод действующего ИИС-3 на обслуживание к новому брокеру не прерывает период владения. Трансформация счёта в новый тип также не прерывает накопленный срок владения, но сокращает его до трёх лет.
Для двух старых типов минимальный срок владения составлял 3 года, а для нового предусмотрен постепенный рост периода в зависимости от года открытия:
Если владелец оформлял налоговые вычеты на взносы и закрыл счёт досрочно, он должен будет вернуть полученные деньги.
Вывод средств для оплаты дорогостоящего лечения не приводит к досрочному закрытию.
Срок владения считается с момента открытия счёта (независимо от факта пополнения) до момента снятия средств или его закрытия.
Перевод действующего ИИС-3 на обслуживание к новому брокеру не прерывает период владения. Трансформация счёта в новый тип также не прерывает накопленный срок владения, но сокращает его до трёх лет.
Для двух старых типов минимальный срок владения составлял 3 года, а для нового предусмотрен постепенный рост периода в зависимости от года открытия:
- для ИИС, открытых в 2024—2026 годах, — не менее 5 лет;
- в 2027 — 6 лет;
- в 2028 — 7 лет;
- в 2029 — 8 лет;
- в 2030 — 9 лет;
- в 2031 и позже — 10 лет.
Если владелец оформлял налоговые вычеты на взносы и закрыл счёт досрочно, он должен будет вернуть полученные деньги.
Вывод средств для оплаты дорогостоящего лечения не приводит к досрочному закрытию.
Лимиты пополнения и вывода средств
У ИИС старых типов существуют лимиты пополнения — до 1 млн рублей в год. У нового вида ограничений на пополнение нет, при этом вносить можно только российские рубли.
Вывод средств до прохождения минимального срока владения (любой суммы, кроме случаев необходимости оплаты дорогостоящего лечения) расценивается как досрочное закрытие счёта.
Можно подать брокеру заявление на вывод дивидендов: в таком случае дивиденды, получаемые от акций, размещённых на ИИС, будут направлены напрямую на банковский счёт инвестора. Однако подать такое заявление надо до выплаты и начисления дивидендов — иначе списание их после попадания на ИИС будет расценено как его досрочное закрытие.
Вывод средств до прохождения минимального срока владения (любой суммы, кроме случаев необходимости оплаты дорогостоящего лечения) расценивается как досрочное закрытие счёта.
Можно подать брокеру заявление на вывод дивидендов: в таком случае дивиденды, получаемые от акций, размещённых на ИИС, будут направлены напрямую на банковский счёт инвестора. Однако подать такое заявление надо до выплаты и начисления дивидендов — иначе списание их после попадания на ИИС будет расценено как его досрочное закрытие.
Какие активы можно покупать
Покупать можно следующие виды активов:
На ИИС можно покупать инвестиционные паи ПИФ, которые обращаются на бирже. Квалифицированным инвесторам доступны инвестиционные паи комбинированных ПИФ под управлением ООО «ПАРУС Управление Активами» — эти ценные бумаги обладают достаточным уровнем надёжности, правилами доверительного управления предусмотрен регулярный доход. Подробнее об инвестиционных паях читайте в каталоге фондов.
- акции российских эмитентов и компаний из стран ЕАЭС;
- облигации российских компаний и стран ЕАЭС, облигации федерального займа (кроме «народных» облигаций ОФЗ-н);
- инвестиционные паи ПИФ, доступные на бирже;
- валюту: белорусские рубли, доллары США, евро, китайские юани и т. д.;
- драгоценные металлы: золото, серебро, палладий, платину;
- некоторые производные финансовые инструменты (фьючерсы и опционы).
На ИИС можно покупать инвестиционные паи ПИФ, которые обращаются на бирже. Квалифицированным инвесторам доступны инвестиционные паи комбинированных ПИФ под управлением ООО «ПАРУС Управление Активами» — эти ценные бумаги обладают достаточным уровнем надёжности, правилами доверительного управления предусмотрен регулярный доход. Подробнее об инвестиционных паях читайте в каталоге фондов.
Сколько ИИС можно открыть
Старых типов ранее можно было открыть не больше одного. При переводе активов от одного брокера к другому начинался переходный период до 30 дней.
Сейчас инвестор может открыть до 3 счетов ИИС-3, однако сумма налоговых вычетов и лимита на необлагаемые НДФЛ доходы рассчитывается совокупно по всем счетам и не изменяется от их количества.
Сейчас инвестор может открыть до 3 счетов ИИС-3, однако сумма налоговых вычетов и лимита на необлагаемые НДФЛ доходы рассчитывается совокупно по всем счетам и не изменяется от их количества.
Как открыть ИИС: пошаговая инструкция
Шаг 1. Проверка соответствия требованиям
Убедитесь, что вы имеете право открыть ИИС:
- Вы — гражданин РФ.
- Вы достигли 18 лет.
- Вы являетесь налоговым резидентом РФ.
- У вас есть расчётный счёт в банке для пополнения инвестиционного счёта (некоторые организации сразу оформляют и банковскую карту).
- У вас нет открытого ИИС одного из старых типов. Если он есть, его нужно будет закрыть или трансформировать в новый тип ИИС для сохранения накопленного срока владения (не более 3 лет).
Шаг 2. Выбор брокера
Основные задачи брокера: обеспечение клиентам доступа к бирже, приём и учёт заявок на совершение сделок, открытие торговых позиций, подготовка отчётов, исполнение функций налогового агента.
У брокеров могут быть разные тарифы на открытие, обслуживание брокерского счёта, совершение торговых операций. Также поставщики услуг различаются:
Почти все российские брокеры могут открыть клиенту индивидуальный инвестиционный счёт. У одного инвестора их может быть до трех единиц одновременно, в том числе у разных брокеров, поэтому при обращении за услугой может понадобиться подтверждение отсутствия уже открытых счетов. Иностранные брокеры, не имеющие лицензии в России, открывать ИИС не могут.
У брокеров могут быть разные тарифы на открытие, обслуживание брокерского счёта, совершение торговых операций. Также поставщики услуг различаются:
- Доступом к разным биржам и набором доступных для покупки биржевых инструментов: акций, облигаций, инвестиционных паёв, производных финансовых инструментов и т. д.
- Наполнением и функциональностью торговых систем, наличием торгового терминала для профессиональных трейдеров и т. д.
- Надёжностью и опытом работы. В России уже сложился круг квалифицированных профессиональных участников рынка ценных бумаг. Многие из них работают в составе больших финансовых структур.
- Возможностью знакомить клиентов с новостями фондового рынка, предоставлять аналитику торгов, прогнозы, оценку финансовых активов.
- Наличием набора торговых стратегий.
- Уровнем технической поддержки пользователей.
Почти все российские брокеры могут открыть клиенту индивидуальный инвестиционный счёт. У одного инвестора их может быть до трех единиц одновременно, в том числе у разных брокеров, поэтому при обращении за услугой может понадобиться подтверждение отсутствия уже открытых счетов. Иностранные брокеры, не имеющие лицензии в России, открывать ИИС не могут.
Шаг 3. Выбор тарифа
Как правило, тарифы бывают двух видов:
Конкретные тарифные планы можно узнать у менеджера или на сайте брокера. Часто по умолчанию новому клиенту открывается определённый тарифный план, который затем при желании можно поменять.
- С платным обслуживанием — при выборе такого тарифа клиент платит ежемесячную абонентскую плату, при этом комиссии за проведение сделок несколько снижены.
- С бесплатным обслуживанием — при выборе такого тарифа клиент не платит за обслуживание счёта, но оплачивает более высокие комиссии за сделки.
Конкретные тарифные планы можно узнать у менеджера или на сайте брокера. Часто по умолчанию новому клиенту открывается определённый тарифный план, который затем при желании можно поменять.
Шаг 4. Обращение к брокеру и заключение договора
Для того чтобы открыть ИИС, необходимо подать заявление брокеру и подписать договор на брокерское обслуживание.
Из документов при обращении понадобится только паспорт. Обычно открытие счёта занимает около часа, но иногда может занять до двух рабочих дней.
Открыть ИИС получится дистанционно в мобильном приложении и на сайте вашего брокера. Договор также будет подписан в электронном виде.
Из документов при обращении понадобится только паспорт. Обычно открытие счёта занимает около часа, но иногда может занять до двух рабочих дней.
Открыть ИИС получится дистанционно в мобильном приложении и на сайте вашего брокера. Договор также будет подписан в электронном виде.
Как инвестировать через ИИС
Чтобы начать торговать на бирже, необходимо пополнить счёт с банковской карты, выбрать актив в мобильном приложении брокера или в торговом терминале и подать торговое поручение.
ИИС даёт возможность пользователю заработать:
Важно помнить, что инвестиционный доход не гарантирован. На брокерском счёте может образоваться не только прибыль, но и убыток.
ИИС даёт возможность пользователю заработать:
- на разнице в цене между покупкой и продажей актива;
- на выплатах от ценных бумаг: дивидендах, купонах;
- на получении налоговых вычетов.
Важно помнить, что инвестиционный доход не гарантирован. На брокерском счёте может образоваться не только прибыль, но и убыток.
Как закрыть ИИС
Чтобы закрыть счёт, необходимо:
Перевод может занять от 5 дней до 2 недель, в течение которых активы будут заморожены.
- закрыть позиции с драгоценными металлами и производными инструментами (фьючерсами, опционами);
- подать заявку на закрытие, указав брокеру, куда перевести оставшиеся активы и деньги.
Перевод может занять от 5 дней до 2 недель, в течение которых активы будут заморожены.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли иметь несколько ИИС?
Да, до трех счетов.
Можно ли пополнять ИИС валютой?
Нет, только рублями.
Что делать, если брокер обанкротился?
Средства на брокерских счетах не принадлежат брокеру и не пропадают при его банкротстве, однако стоит как можно скорее оформить заявление на перевод активов к другому брокеру. Кроме того, инвестиции на ИИС в сумме до 1,4 млн рублей находятся под защитой Агентства по страхованию вкладов.
Можно ли перевести ИИС к другому брокеру?
Да, это можно сделать без потери вычетов и срока владения.
Облагаются ли налогом дивиденды на ИИС?
Да, налогом на доходы физических лиц.
Другие публикации →